ВЕСТНИК РОССИИСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1999, том 69, N8, с.766-768
Календарем обычно называют упорядоченную систему измерения промежутков времени, превышающих одни сутки. Появление календаря относится к далекому прошлому -- периоду появления человека разумного. Смена дня и ночи, последовательность лунных фаз, чередование сезонов -- именно эти периодические небесные явления задали основные "естественные" единицы счета времени. Так возникли понятия суток, месяца и года. Тесно связана с месяцем и семидневная неделя -- смена четырех фаз Луны происходит примерно через 7 дней. К сожалению, год, месяц и сутки несоизмеримы между собой. Продолжительность года, например, не равна ни целому числу солнечных суток (З65.2422... суток), ни целому числу лунных месяцев (12.368... месяцев). Поэтому-то на протяжении истории человечества не нашлось универсальной "естественной" системы счета времени.
При составлении любого календаря решается вопрос: как организовать упорядоченный счет лет, месяцев и дней, чтобы в году было целое число месяцев и дней? К тому же средняя продолжительность года (за несколько последовательных лет) должна быть как можно ближе к истинной продолжительности тропического года, который определяется периодом обращения Земли вокруг Солнца, а следовательно, и сменой времен года. Из-за несоизмеримости небесных движений Солнца и Луны все календари не вполне точны: через некоторое время возникает различие между календарными датами и соответствующими астрономическими явлениями (новолуниями, равноденствиями). В зависимости от того, берется за основу календаря видимое движение Солнца или Луны, календари бывают солнечные и лунные.
Лунный календарь знали еще первобытные люди. Ведь вести счет от появления новой Луны и считать лунные месяцы довольно легко. А точно установить начало нового солнечного года гораздо труднее. С развитием земледелия для определения времени сева и сбора урожая стал необходим и солнечный календарь. Созданы также лунно-солнечные календари, согласующиеся как с фазами Луны, так и с временами года.
Поскольку фазы Луны изменяются с периодом, примерно равным 29.53059 суток, то, чтобы согласовать счет дней с движением Луны, в лунных и лунно-солнечных календарях часть месяцев длится 29, а другая часть -- 30 дней. А так как продолжительность года составляет 12.36826 лунного месяца, в лунно-солнечных календарях в году бывает 12 или 13 месяцев. Лунные календари отличаются друг от друга правилами чередования 29- и 30-дневных месяцев, а лунно-солнечные -- правилами чередования 12- и 13-месячных годов. В солнечном календаре чередуются годы из 365 и З66 суток.
Мы пользуемся сегодня солнечным календарем, который не учитывает движения Луны, то есть одна и та же ее фаза может приходиться на любое число месяца. Этот календарь происходит от египетского. Улучшенный александрийским ученым Созигеном, он был введен в 46 г. до н. э. в Риме Юлием Цезарем и получил название юлианского. Раз в четыре года его продолжительность увеличивается на один день, так называемый високосный год. Ошибка юлианского календаря составляет одни сутки каждые 128 лет. Для уточнения юлианского календаря в 1582 г. была проведена реформа. Расчет реформированного календаря осуществил итальянский врач и математик Луиджи Лидио, а сам реформированный календарь получил название григорианского по имени папы Григория ХIII, решившегося на реформу. Его булла обязывала католиков считать пятницу после четверга 4 октября 1582 г. не 5, а сразу 15 октября. Ошибка григорианского календаря составляет одни сутки примерно за 40 тыс. лет. При этом движение Солнца по зодиакальному кругу вновь стало соответствовать тем числам месяцев, что и в начале IV в., когда было принято христианство в Римской империи. Это было важно в первую очередь для расчета моментов наступления основного христианского праздника -- Пасхи.
Помимо установления начала и длительности года людям с глубокой древности был необходим счет лет. Для этого иногда каждый год называлиновым именем: Афинах -- именем высшего должностного лица, архонта, в Древнем Риме -- именами двух консулов, занимавших этот пост в течение года. Но гораздо удобнее просто нумеровать годы, начиная с некоторого, признанного первым.
В разные времена народы пользовались различными эрами летосчисления. В Японии и теперь новая эра счета лет наступает, когда престол занимает новый император. В III в. до н. э. в Древней Греции было введено летосчисление от первой Олимпиады, начало этой эры -- 1 июля 776 г. до н. э. В Древнем Риме часто использовалась эра от основания Рима -- 21 апреля 752 г. до н. э., в поздней Римской империи и после ее распада -- эра от прихода к власти императора Диоклетиана -- 29 августа 284 г. н. э. В христианском мире существовало много эр от "сотворения мира", счет лет в которых начинался от 3483 до 6984 г. до н. э. В Византии и на Руси широко были распространены две эры от сотворения мира -- 1 сентября 5509 г. до н. э. и 1 марта 5508 г. до н. э.
Счет лет от Рождества Христова, нашедший применение ныне в большинстве стран, ввел в 532 г. настоятель римского монастыря Дионисий Малый таким образом, что 532-летие со дня рождения Иисуса Христа (25 декабря) дало номер 532 следующему году, если считать началом года 1 января. Христианская церковь утвердила такую нумерацию годов, хотя нам она сейчас представляется не совсем логичной. Счет лет от Рождества Христова, называемый также нашей эрой (н. э.), с ХV в. был принят в канцелярии римского папы, а в ХYIII -- ХYХ вв. широко распространился в Западной Европе.
Однако летосчисление от Рождества Христова не вмещало всей известной истории -- слишком уж много событий выходило за его рамки. В 1627 г. Д. Петавиус предложил для обозначения дат древней истории ввести обратный счет лет -- от Рождества Христова и до бесконечности назад. К принятому обозначению лет христианской эры A.D. (от латинских слов Annoо Deum -- "года Господня") добавилась вторая пара букв "a. D." (от ante Deum -- "до Господа"). В старых русских книгах использовались выражения "от Р. Хр." и "до Р. Хр". Теперь в ходу обозначения "н. э." (наша эра) и "до н. э.". Было установлено, что порядковые номера лет до нашей эры возрастают при удалении в прошлое. Однако месяцы, числа в них и дни недели считаются вперед, как в годах нашей эры, поэтому после 31 декабря 1 года до нашей эры наступило 1 января 1 года нашей эры. Такой счет лет называется историческим, или хронологическим. У этой системы есть недостаток, связанный с отсутствием "нулевого" года.
В 1740 г. французский астроном Жак Доменик Кассини ввел другую, астрономическую систему счета лет до нашей эры: первому году нашей эры предшествует нулевой год, перед ним был минус первый год и т.д. Такой счет лет удобен в астрономических вычислениях. В астрономии все положения небесных светил для удобства сравнения результатов и удобства использования относятся к одной эпохе -- сейчас принята эпоха 2000.0 (0 часов всемирного времени 1 января 2000 г.), до середины ХХ в. основной эпохой при астрономических расчетах бралась 1900.0 (0 часов всемирного времени 1 января 1900 г.). Кроме счета лет в астрономических и хронологических вычислениях часто используется непрерывный счет дней, начиная с 1 января 4713 г. до н. э. Этот счет дней, называемый юлианским периодом, введен французским ученым Жозефом Жюстом Скалигером 1583 г.
Таким образом, уже много веков существуют противоречия относительно счета лет от начала календарной эры. В полном соответствии с историческим (хронологическим) счетом лет началом каждого столетия и тысячелетия должна считаться дата 1 января года, номер которого заканчивается на 01, -- 1701, 1801, 1901, 2001 гг. По астрономическому счету, в котором есть (по условию пролонгирования календарной эры в прошлое) нулевой год, началом каждого столетия и тысячелетия должна считаться дата 1 января года, номер которого заканчивается на 00, -- 1700, 1800, 1900, 2000 гг.
Поскольку наша календарная эра отсчитывается от Рождества Христова, следует рассмотреть вопрос о дате 2000-летнего юбилея Иисуса Христа. Согласно Русской православной церкви (а также Римско-католической церкви), юбилейная дата приходится на 25 декабря 1999 г. в соответствии с принятым христианским летосчислением. Русская православная церковь, как известно, не признала календарную реформу 1582 г., поэтому она будет отмечать 2000-летие Иисуса Христа 25 декабря 1999 г. по юлианскому календарю, то есть 7 января 2000 г. по григорианскому.
Вообще говоря, определение начала столетия (и тысячелетия) -- вопрос не только научный. Во все времена календарные изменения устанавливались законодательным актом. В нашей стране постановление о введении григорианского календаря в 1918 г. никак не затрагивало вопроса о календарной эре. Последним по времени законодательным актом в России об изменении начала столетия можно считать указ Петра 1 от 20 декабря 1699 г.:
"Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего Генваря с первого числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век".
Петр ввел в России юлианский, а не григорианский календарь, так как многие страны Европы в 1699 г. еще им не пользовались. Протестантские области Германии, Норвегии и Дании перешли на новый стиль 18 февраля 1700 г., Великобритания -- 2 сентября 1752 г., а Швеция и Финляндия -- 17 февраля 1753 г. Будь григорианский календарь распространен шире, не исключено, что Петр решился бы принять новый стиль.
Таким образом, если не будет каких-либо новых законодательных актов, третье тысячелетие от Рождества Христова наступает 1 января 2000 г. Но те, кто не признает христианской традиции, вольны выбирать между двумя датами: по астрономическому счету -- 1 января 2000 г. или по историческому счету -- 1 января 2001 г.
Отсканировал и создал вэб-версию -- С.А. Трушкин