Special Astrophysical Observatory RAS

English
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     СМУ     Экскурсии     Сервис     Контакты

Результаты научных исследований по тематике "Галактика"

2008:

Обнаружение двух новых LBV звезд.
В двух внешних галактиках обнаружены новые яркие голубые переменные звезды (LBV) - наиболее массивные звезды на стадии эволюции перед вспышкой сверхновой. В галактике М33 это седьмая LBV, светимость которой ~2x106L, масса ~100M, температура ~16000K, температура двух пылевых компонент звезды 900 и 420K. В близкой карликовой галактике DDO 68 это первая LBV с абсолютной звездной величиной MV ~ -7m и очень низкой металличностью (Z=1/36Z), изучение которой позволит наложить ограничения на модели эволюции массивных звезд в ранней Вселенной.
(Для контактов - С.Н.Фабрика и С.А.Пустильник).

G89-14 - самая низкометалличная четверная система.
На БТА с применением метода спекл-интерферометрии обнаружено, что система субкарликов G89-14 с [m/H]=-1.9 в гало Галактики состоит из четырех компонент (MA~0.67, MB~0.24, MC~0.33, MD~0.22 масс Солнца) и является самой низкометалличной из известных четверных звезд. Это свидетельствует о том, что система образовывалась в среде с низким содержанием металлов. Соотношение орбитальных периодов подсистем четверной звезды P1:P2:P3=0.52:3000:650000 лет указывает на высокую иерархичность и устойчивость системы. Существование подобных объектов доказывает способность звездных систем высокой кратности сохраняться в результате динамической эволюции за время, сравнимое с возрастом Галактики.
(Для контактов - Д.А.Растегаев).

Сильное торможение вращения магнитной звезды с сильным полем HD 37776.
В результате наблюдений в течение 31 года магнитной звезды HD 37776 обнаружено замедление ее осевого вращения на 17.7±0.7сек (dP/P = 4.0x10-6в год). Звезда имеет очень сильное магнитное поле (~70-80 кГс на поверхности) сложной конфигурации, возраст не более 1 млн. лет, окружена туманностью. Предполагается, что имеет место магнитное торможение звезды (или, по крайней мере, ее поверхностных слоев) вследствие потери углового момента из-за звездного ветра, контролируемого магнитным полем. Это первый случай обнаружения магнитного торможения для химически пекулярной звезды на Главной последовательности.
Совместно с институтом теор. физики и астрофизики, Астрономическим институтом и Технич. ун-том (Чехия), Ун-том шт.Теннесси (США), Астроном. ин-том (Словакия), Ин-том астрофизики им. Герцберга (Канада), Ун-том в Загребе (Хорватия), Нац. астрон. обсерваторией в Рожене (Болгария).
(Для контактов - И.И.Романюк).

Оптические наблюдения изолированной нейтронной звезды.
В рамках международного сотрудничества (Россия, Испания, Германия, Южная Африка, Чили) в течение трех дней проведены наблюдения оптического излучения события SWIFT J195509+261406. Было показано, что это событие не является ни классическим гамма-всплеском, ни черной дырой в двойной системе, ни микроквазаром, а более соответствует модели изолированной нейтронной звезды с аномально высоким магнитным полем ~1015Г (магнетара в его активной фазе). Обнаружена переменность оптического излучения мягкого гамма-репитера. Показано, что данное событие представляет собой "мост" в шкале светимостей между аномальными рентгеновскими пульсарами и слабыми изолированными нейтронными звездами.
Совместно с международной группой исследователей (координатор A.Кастро-Тирадо, Испания).
(Для контактов - Т.А.Фатхуллин).

Back to previous page Архив достижений по тематике "Галактика"