Кратная система i UMA

English version

Исследования последних лет указывают на то, что, скорее всего, звезды образуются в составе двойных и кратных систем. В Галактике, по разным оценкам, спутники есть как минимум у 50 процентов звезд. Поэтому изучение двойных и кратных звезд является важным для понимания механизмов образования звезд в целом. На телескопе БТА в течение нескольких лет проводятся наблюдения звезд с целью обнаружения их спутников и изучения свойств таких кратных звездных систем. Для наблюдений используется созданный в обсерватории спекл-интерферометр, который, в том числе, позволяет обнаруживать спутники звезд на угловых размерах вплоть до сотой доли секунды дуги.
    Одним из объектов программы спекл-интерферометрических наблюдений на БТА является четверная звезда i Uma. Эта звезда интересна тем, что, возможно, является динамически неустойчивой кратной звездой, то есть со временем такие системы должны распадаться на отдельные звезды. Были определены параметры орбитального движения звезд в этой кратной системе, вычислены их физические параметры: светимости, массы, температуры. На рисунке показано полученное на БТА детализированное изображение данной звезды. Яркий компонент - это очень тесная спектрально-двойная звезда. На основе полученных результатов, нами было проведено математическое моделирование, которое показало, что с вероятностью почти 100 процентов i Uma должна распасться на отдельные звезды за время порядка 1000000 лет. Возможные объяснения феномена распада: либо четверная система образовалась в результате сближения двух двойных несвязанных между собой систем, либо в результате динамической эволюции четверной системы при потере устойчивости в результате сближения с каким-либо массивным объектом.
Жучков Р.Я., Малоголовец Е.В., Кияева О.В., Орлов В.В., Бикмаев И.Ф., Балега Ю.Ю. Астрономический журнал, 2012, том 89, номер 7, с. 568-580.

Для контактов - Малоголовец Е.В.
Рис.1. Полученное на телескопе БТА спекл-изображение звезды i Uma в видимом диапазоне излучения